Автоматизированная методика расчета пассажиропотоков в
генпланах городов и КТС

Б.В. Черепанов, А.Б.Черепанов


Предлагаемая программа расчетов пассажиро- и автомобилепотоков на ПК, реализована без громоздкого процесса итерации , с использованием особого быстродействующего способа отыскания кратчайших путей между корреспондирующими точками (меньше 3 на 250 точек для ПК типа Penium-166), а также с использованием новых приемов (алгоритмов) развозки пассажиров по этим кратчайшим путям движения (около 5 минут на связь между 250 точками для ПК типа Pentium-166), что позволяет значительно сократить затраты времени на расчет транспортных сетей в городах, с автоматизированным построением картограмм пассажиро- и автомобилепотоков непосредственно на экране ПК, а окончательный вариант вывести на принтер.

Программа предоставляет следующие возможности:

1. Вводить неограниченное количество схем или разных вариантов одной схемы.
2. Вводить дополнительно, редактировать, просматривать выводить любые введенные и рассчитанные данные на экран монитора, принтер или в файл.
3. Выводить на экран кapтограммы и цифрограммы потоков пассажиров и транспорта по всему городу или его части в графическом виде, которые отражаются на экране монитора в разных цветах, в зависимости от направления движения (к центру или от центра).
4. Представлять картограммы потоков транспорта по интервалам их величин.
5. Выводить на экран таблицу, в которой отражаются данные по каждой линии (дороге): расстояние, задания скорость, поток к центру, поток от центра, общий поток умноженный на расстояние, а также суммарные итоговые результаты.
6. При выводе результатов на экран в виде графов существует возможность интерактивного изменения масштаба, сканируемых скоростей и выбранных магистралей и дорог.
7. Представлять гистограмму по средним и средневзвешенным точкам, с возможностью добавления нескольких схем (вариантов) для сравнения.

Значительное сокращение затрат времени на производство расчета корреспонденций между транспортными подрайонами позволяет производить:

1. расчет всех возможных вариантов будущей транспортной сети города и магистральной УДС при различных скоростях движения по категориям магистралей;
2. расчет корреспонденций с учетом маршрутной сети ГПТ;
3. определять "нагрузку" на сеть скоростного рельсового транспорта (CPT) с ее постепенным наращиванием ее протяженности и с изменением конфигурации сети CPT;
4. определение пассажиропотоков в течение года, в течение средних суток и отдельно в течение часа «пик»;
5. расчеты автомобилепотоков по недифференцированной сети УДС (с постоянной скоростью движения) и о дифференцированной по скоростям магистральной УДС, с различными скоростями движения по
категориям магистральной УДС;
6. моделирование перераспределения автомобилепотоков по УДС в зависимости от выхода из строя отдельных участков магистралей (из-за заторов, ремонта или аварийных ситуаций);
7. визуальную оценку в изменении автомобилепотоков по сети путем анализа построенной цветной картограммы пассажиропотоков и цифрограммы, с возможностью уменьшения или увеличения любых участков сети, отдельного выделения любых участков сети и вывод на принтер;
8. определение суммарных затрат времени на передвижения между всеми расчетными подрайонами города или корреспондирующими узлами, как средних, так и средневзвешенных с построением гистограмм затрат времени на передвижения по различным вариантам сети ГПТ и магистралям;
9. выдачу значений средних и средневзвешенных величин затрат времени на передвижения между всеми расчетными транспортными подрайонами по всем узловым точкам сети;
10. при необходимости распределение автомобилепотоков по направлениям движения в транспортных узлах на перспективу, чтобы, в свою очередь, целенаправленно проектировать перспективные схемы транспортных пересечений в одном и в разных уровнях;
11. расчет существующей магистральной УДС и современной сети ГПТ и сопоставление характеристик сети на современном уровне и по очередям развития на перспективу по вариантам в средние сутки и в часы «пик»;
12. распределение пассажиропотоков по сети на ГПТ и на автомобильном транспорте с выделением пешеходных передвижений между районами путем использования эмпирических формул определения коэффициента пользования транспортом средствами передвижения;
13. сравнение вариантов развития сети ГПТ и магистральной УДС между собой и с существующей сетью по ряду важнейших показателей:
- работа транспортной сети в пассажиро-км в средние сутки;
- затраты времени на передвижения по видам транспортных средств в минутах: (средние; средневзвешенные; максимальные; для 80% трудовых передвижений);
- транспортную подвижность, количество передвижений в год на жителя;
-суммарные затраты времени на передвижения по вариантам сети пасс.-часы в сутки; количество перевозимых пассажиров в средние сутки, тыс. пасс./сутки;
- количество пассажиров на 1 км сети (и на единицу подвижного состава);
- количество перев озимью пассажиров на автомобильном транспорте и ряд других характеристик и показателей работы транспортной сети города.

Предлагаемый метод расчета позволяет учитывать любые изменения в транспортной сети, так как при каждом таком изменении программой производится новый перерасчет корреспонденций между районами и их развозку по кратчайшим путям передвижения.
Для вывода результатов расчета программе требуется компьютер не ниже 436 60Mhz, с оперативной памятью не ниже 1Мб, цветной монитор, операционная система не ниже Windows'95 с оперативной памятью не ниже 16Мб) и принтер (необязательно). Количество вводимых точек практически ограничено только возможностями компьютера - размер свободной памяти на жестком диске и размером оперативной памяти (для расчетной части).

Более подробно описание программы и несколько вариантов схем можно посмотреть на сайте — www.buro1.ru/~freddy/


© S.Waksman, 2002