Совершенствование возрастной структуры парка
подвижного состава автобусов в северных условиях

Е.С. Семенова

Надежная и эффективная работа пассажирского транс-порта является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности регионов. В условиях большой изношенности автобусов, повышения их стоимости и затрат на эксплуатацию, снижения уровня качества транспортного обслуживания населения, а также с учётом доли транспортной составляющей в себестоимости конечной продукции в северных условиях, для многих автотранспортных предприятий (АТП) актуальной проблемой является совершенствования структуры парков транспортных средств.

При разработке региональной программы развития пассажирского транспорта на территории Ханты-Мансийского автономного округа (по заказу Департамента транспорта, связи округа) была сформирована методика оптимизации структуры автобусных парков [1].

Учитывая специфику региона, совершенствование структуры парков АТП проводится по двум направлениям: оптимизация вместимости подвижного состава и среднего срока его службы. При этом необходимо учитывать объем капвложений на его приобретение и эксплуатационные затраты в зависимости от срока службы. Эти процессы связаны с существующей структурой парков ПС по городам, уровнем его технического состояния, динамикой обновления, наличием различных марок по вместимости на автобусном рынке, стоимостью ПС.

Расчеты по совершенствованию структуры парка ПС охватывают период – с 2003 по 2005 гг. Согласно планам развития ГПТ парк АТП в округе составляет на начало 2003 г. 938 ед. Наибольшую долю составляет ПС большой вместимости, используемый для обслуживания маршрутов в крупных и средних городах. Автобусы малой вместимости составляют четверть от общего количества, используются, в основном, в малых городах и поселках. Техническое состояние ПС характеризуется следующими параметрами: средний возраст по округу – 7,5 лет, пробег – 305 тыс. км, вместимость – 66 мест. Изношенность парка достигла 70%.

За счет улучшения первого показателя достигается более полное использование вместимости ПС при соблюдении нормативного уровня качества транспортного обслуживания (интервалы движения и наполнение автобусов в часы пик). Для определения рациональных границ применимости ПС различной вместимости в городах с различной численностью населения используются помаршрутные расчеты.
Критерием оценки состояния парка ПС является соответствие его суммарной провозной способности пассажиропотокам при соблюдении должного уровня качества транспортного обслуживания. Количество ПС по городам в зависимости от загрузки маршрутов определяется с учетом прогнозируемого увеличения объема перевозок и пассажирооборота по городам. Суммарный объем перевозок по округу за период с 2000-2005 гг. вырастет на 13,7%, пассажирооборот – на 15,3%. Ежегодный прирост пассажирооборота по городским перевозкам составит 3% [1].

Учитывая суровые климатические условия региона, в расчетах принят пониженный норматив наполнения ПС - 4 чел. на 1м2 свободной площади салона вместо действующего – 5 чел.

Обновление парка реализуется путем замены подлежащего списанию парка новым ПС нужной вместимости. Важно обосновать динамику этого процесса, т.е. темпы списания и пополнения ПС с учетом объемов финансирования. При этом процесс обновления парка ПС по транспортным предприятиям округа в целом должен сопровождаться совершенствованием его структуры по вместимости в зависимости от загрузки и сроков эксплуатации.

Планирование числа ПС, списываемого ежегодно в каждом предприятии, осуществляется дифференцированно по каждой марке ПС исходя из нормативов амортизационных отчислений, рассчитанных по каждому автобусу в зависимости от сложившейся с начала эксплуатации интенсивности использования каждого транспортного средства, с учетом применяемых коэффициентов для северных районов. Средняя величина пробега автобусов до списания по классам с учетом сложившейся на предприятиях округа практики составляет: малый класс (ПАЗ, КаВЗ) – 400-460 тыс.км, средний (ЛАЗ) – 550 тыс.км, большой (ЛиАЗ, ЛАЗ, МАЗ) – 600-650 тыс.км [1].

Учитывая опыт эксплуатации в северных условиях, относительно низкую стоимость ПС основными транспортными средствами на расчетный период для крупных и средних городов остаются автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5256 (188 ед.), для малых городов и поселков – малой ПАЗ-3205-06 (37 ед.). Для сокращения эксплуатационных расходов число типов ПС в городах должно быть минимальным.
Отмечено снижение пробега автобусов со сроком службы 3-8 лет (ЛАЗ-52523) по сравнению с автобусами в возрасте 1-3 года (ЛиАЗ-5256) на 17%, а затраты на запчасти и материалы, приведенные к пробегу, выросли на 57%, почти в 2 раза увеличилось количество сходов с линии.
В результате последовательного улучшения структуры парка ПС его показатели на начало 2006 года примут такие значения: списочное количество городских автобусов по округу составит 958 ед; средняя вместимость – 69 мест; возраст – 7,1 года пробег – 232 тыс. км.. По данному варианту парк вырастет на 2,1%, средний возраст снизится на 9,5%. За 3 года для городских и пригородных перевозок необходимо приобрести 237 ед. ПС, произвести капитальный ремонт 60 автобусов.

Литература

1. Сафронов Э., Сафронов К. Методика оптимизации структуры парков подвижного состава пассажирского транспорта // Автомобильный транспорт. – 2002. - №11. – С.14-15.


© S.Waksman, 2002