В марте 2001г. на улицах Екатеринбурга появился новый трамвай — «Спектр»: под бортовым номером 801 с территории Западного депо вышел вагон с высокими потребительскими свойствами, с использованием последних достижений в области силовой электронной элементной базы модели 71-402, произведенный ФГУП «Уралтрансмаш».
Конструктивные
особенности трамвайного вагона:
·
применение
асинхронного тягового частотно-управляемого электропривода
с микропроцессорной системой управления;
·
использование
бортового компьютера, что обеспечивает автоматическое
управление, постоянный контроль и диагностику состояния
электрооборудования.
Геометрические
параметры кузова и конструктивное решение ходовой
части «Спектр» продолжают традиции вагонов чешского
производства; это позволяет использовать существующую
ремонтную базу транспортных предприятий России, имеющих
опыт эксплуатации вагонов «Татра» моделей «Т-3» и
«Т-3М» (19 городов).
На начало
2005 г. на балансе филиала «Западное трамвайное депо»
МУП «Екатеринбургское ТТУ» имелось 19 трамвайных
вагонов модели 71-402 и один вагон модели 71-403.
Четыре года эксплуатации вагонов «Спектр» выявили
как положительные стороны (комфортность салона, пониженное
энергопотребление на тягу, снижение затрат на техническое
обслуживание низковольтного и силового электрического
оборудования), так и их недостатки, связанные с конструктивными
недоработками и невысоким качеством сборки вагонов
(коэффициент технической готовности в первый год эксплуатации
этих вагонов не превышал 0,4). Укажем выявленные недостатки:
1)работоспособность электрооборудования вагона зависит
от температуры окружающей среды: при -20°С и ниже не запускается бортовой компьютер, а при +30°С перегревается тяговый двигатель, неустойчиво работает
датчик частоты вращения ротора; 2)из-за неисправности
примененного в высоковольтной цепи вагона разъединителя-заземлителя
в 2003 году от короткого замыкания произошло возгорание
в кабине водителя на вагоне №811; 3)токосъемный узел
тягового редуктора конструктивно не обеспечивал надежного
электроконтакта; 4)нерациональная укладка силовых
и низковольтных кабелей приводила к их частому перетиранию.
В улучшениях нуждался и кузов трамвая, в частности,
качество окраски, температурный режим салона в зимнее
время.
Над устранением
выявленных в процессе эксплуатации недостатков работали
все изготовители и эксплуатационники, администрация
г.Екатеринбурга. На базе Западного трамвайного депо
была создана специальная группа из водителей, ремонтников
и инженерно-технического персонала по проведению наладочных,
регулировочных и ремонтных работ, а в ЕТТУ под председательством
главного инженера - постоянно действующая комиссия
по устранению замечаний эксплуатационников и улучшению
технических характеристик вагона. За период с 2001 по 2005 годы в Западном депо
произведены следующие основные доработки: исключен
из схемы разъединитель-заземлитель как ненадежный
узел; реконструировано отопление салона вагонов; изменена
трассировка и укладка силового и низковольтного кабелей
тележки; заменен корпус токосъемного узла устройства
заземления с пластикового на чугунный; заменены
выводные провода тягового двигателя на морозоустойчивые
(до -45° С); на двух вагонах изменена конструкция крепления вентилятора преобразователя
для облегчения доступа к подшипниковым узлам; решена
проблема по замене скользкого автолинолеума; проведен
еще ряд некрупных, но необходимых работ по снижению
трудозатрат на обслуживание
вагона и его ремонт.
В настоящее
время вагоны «Спектр» работают достаточно стабильно
в жару и в холод. Вагоны стали теплыми, уютными, имеют
мягкие удобные сиденья в салоне, очень хорошее освещение,
как наружное, так и внутри салона. Вагоны нравятся
пассажирам, водителям и кондукторам, а коэффициент
технической готовности увеличился до 0,8.
Поскольку
трамвай в Екатеринбурге востребован, нравится пассажирам,
имеет значительные перспективы дальнейшего развития,
мы уверены, что вагоны «Спектр», обеспечивая решение
транспортных задач, в дальнейшем будут работать надежно.
[1] От научного редактора: в сборнике
материалов X международной конференции (2004 г.) в разделе «В помощь
проектировщику транспортных систем городов» опубликована
статья Ф.Г. Глика «Методика построения маршрутной
системы массового пассажирского транспорта города
(c.240-246). Данная публикация рассматривает частный
случай для городов с метрополитеном.
[2] Авторский коллектив (УП «Белниипградостроительства»):
методика и постановка задач – Ф. Глик, программное
обеспечение - И.Бахчеев, В.Чеканский, работа с информацией
для пользователя – Т. Никитина.
[3] Рассказ об Н.С. Пальчикове
размещен на сайте www.waksman.fromru.com
на странице «In memoriam»