С.А.Тархов

Jane’s Urban Transport Systems

Справочник о городском пассажирском транспорте Jane’s Urban Transport Systems . (www.janes.com/janes.html ) выходит ежегодно, начиная с 1982г. и в целом дает достаточно детальное представление о состоянии городского пассажирского транспорта всего мира. .Последнее его издание “Jane’s Urban Transport Systems. 2001-2002. Ed. By Tony Patterson. – Coulsdon (Surrey): Jane’s Information Group Ltd. вышло в декабре 2001г. и насчитывает 695 страниц, 1279 фотографий и 108 картосхем. До 1982г. специальный раздел, посвященный описанию крупнейших в мире систем городского транспорта, содержался в аналогичном ежегоднике Джэйнса по железным дорогам (Jane’s World Raiways). Правда, в последнем давалось описание всех метрополитенов и скоростных пассажирских систем, а автобусные и троллейбусные системы описывались только по крупнейшим городам и столицам. Тома обоих справочников с 1979г. по 1989г. имеются в полном комплекте в фондах Российской Государственной Библиотеки (бывшей им. Ленина). Более поздние издания этих справочников в российских библиотеках отсутствуют из-за их дороговизны (ежегодник 2001-2002 стоит 375 фунтов-стерлингов, т.е. около 19 тыс. рублей!!!).

Судя по изданию 1997-98г. (Jane’s Urban Transport Systems. Ed. C.Bushell. 16th edition.1997/98. - Coulsdon, 1997. – 698p. www.janes.com/janes.html ), структура этих справочников следующая. Весь том (714 страниц) разбит на два больших раздела: 1)географический - описание систем общественного пассажирского транспорта 400 крупнейших городов мира в алфавитном порядке от А до Z (первые 400 страниц); 2)список компаний-производителей подвижного состава городского пассажирского транспорта – вагонов метрополитена, пригородных железных дорог, трамвая, троллейбуса, автобуса, запасных частей, электрооборудования и т.д. (последующие 300 страниц). Справочник заключается кратким перечнем консалтинговых групп в области городского и пригородного пассажирского общественного транспорта. Внутри текста размещена разнообразная реклама производителей как подвижного состава, так и запчастей, электрооборудования и пр.

Во введении дается таблица всех систем городского транспорта по странам, сведения о которых приводятся в книге; список используемых аббревиатур. В географическом разделе описаны системы общественного пассажирского транспорта всех столиц, а также крупнейших городов страны. Например, по Мексике даются Мехико, Гвадалахара, Монтеррей, Тихуана, а по Молдавии – только Кишинев. По России приводятся сведения о городском транспорте Челябинска, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Уфы. Волгограда, Екатеринбурга, а по Украине – Днепропетровска, Донецка, Харькова, Киева, Одессы. Зато по США описания даны по 56 городам, по Германии – по 29 городам, Великобритании – 19 городам (Абердин, Белфаст, Бирмингэм, Бристоль, Кардифф, Эдинбург, Глазго, Гулль, Лидс-Брэдфорд, Лейстер, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Мидлсбро, Ньюкасл, Ноттингэм, Шеффилд, Саузхэмптон, Сток-он-Трент).

Чтобы получить представление о типе описания систем, приведем здесь два примера – российский и британский.

ПЕРМЬ. Население: 1,1 млн. человек. Городской транспорт: автобус, троллейбус, трамвай эксплуатируются разными муниципальными компаниями.

Автобус. Число маршрутов: 64. Подвижной состав: Икарус 260/280, ЛиАЗ-677, а также МАН и другие б\у из городов Германии. Оплата проезда: талоны компостируются в салонах. Трамвайно-троллейбусное управление. Приводится адрес, телефон/факс. Троллейбус: 10 маршрутов; подвижной состав - 100 троллейбусов, в т.ч. 85 ЗиУ-9, 8 ЗиУ-10, 1 Ельч, 8 – б/у из Арнема. Трамвай: в 1992г. перевез 129 млн. пассажиров, 11 маршрутов, длина путей 129 км; подвижной состав: 250 вагонов, в т.ч. 210 моторных КТМ-5М3 (1979-92гг.), 40 вагонов КТМ-8 (1992-96гг.). Фотография троллейбуса ЗиУ-9 на маршруте № 5.

ШЕФФИЛД. Население: город – 528 тыс., агломерация –1,3 млн. чел. Городской транспорт: автобусные маршруты эксплуатируются частными компаниями. Скоростной трамвай принадлежит Управлению пассажирского транспорта (ПТЕ) и эксплуатируется дочерней компанией. ПТЕ обслуживает окрестные города – Донкастер, Розерхэм, Барнсли и отвечает за пригородные железнодорожные линии. Дается описание 6 дочерних компаний с их адресами, фамилиями менеджеров, финансовая ситуация, техническое и экономическое развитие; работа автобуса (объем перевозок и пассажирооборот за 3 последних года, число маршрутов, протяженность маршрутной сети (в т.ч. полос, выделенных только для автобусного движения), подвижной состав (по типам), выпуск в часы пик, минимальный интервал в часы пик, бескондукторное обслуживание, система оплаты проезда, типы билетов и сроки их действия, тип контроля оплаты проезда, организация перевозки инвалидов и престарелых, среднее межостановочное расстояние, средняя скорость движения в часы пик) и скоростного трамвая «Супертрам» (адреса, телефоны, фамилия менеджера, дата открытия – 1994г., протяженность сети – 29 км, число линий –3, число остановок – 45, колея – 1435мм, типы путей, максимальный градиент, минимальный радиус кривых, электрификация (750 кВ, верхний токосъем), интервал (в пик – 10 мин., внепиковый – 15 мин.), первый (последний) рейс (6 и 24), тарифная система, способ оплаты проезда и контроля, как обслуживаются инвалиды и престарелые люди, светофоры; подвижной состав –25 сочлененных вагонов Сименс-Дюваг, выпуск в пик – 22; проекты расширения сети и развития предприятия). Фотографии автобусов 3-х разных типов в разных точках города, фотография скоростного трамвая, картосхема линий скоростного трамвая (со всеми остановками) и линий пригородных железных дорог.

Описание самых крупных транспортных систем (Париж, Лондон. Нью-Йорк, Токио и др.) занимает от 1 до 3 страниц.

Описание фирм-производителей дается в следующей последовательности. Адрес, телефон, фамилии всех менеджеров; происхождение компании; виды производимой продукции; текущие контракты на поставки (число вагонов, автобусов, троллейбусов, метрополитена в конкретные города), планы развития компании, фотографии готовой продукции (подвижного состава, запчастей, электрооборудования). Этот список производителей дополняется списком компаний, занимающихся техническим обслуживанием подвижного состава, путей, электрооборудования и т.д. и оказанием технических и консалтинговых услуг для предприятий городского общественного пассажирского транспорта.

Почти все фотографии черно-белые. Книга по объему больше обычного тома энциклопедии и тяжелее в 2 раза.

Информация по странам Европы, Восточной Азии и США дается детальнее, по остальным странам – более скудная.

От научного редактора:

Высказывая признательность Сергею Анатольевичу Тархову за подготовленный материал, нельзя ни высказать огромного удивления по поводу отсутствия в России системы статистической информации о состоянии городских транспортных систем. Для Госкомстата страны это традиционно «неинтересная» тема. Но и Минтранс РФ тоже не публикует в разрезе городов информацию об объемах перевозок ГОТ, протяженности маршрутов ...В настоящее время для сайта готовится статистический обзор о развитии ГОТ РФ в ХХ веке; при этом даже по объемам внутригородских перевозок не удается свести данные из разных источников. Что уже говорить об улично-дорожной сети и ее загрузке? Представляется, что журналы «Вестник городского электрического транспорта России», «Автомобильный транспорт» и др. должны ежегодно публиковать статистическую информацию о городском общественном транспорте в разрезе городов или выпускать специальное (пускай платное) приложение.


© S.Waksman, 2002